Итоговое сочинение 2015-2016
Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, озвучил открытые тематические направления итоговых сочинений 2015-2016 учебного года.
В качестве первых четырех тематических направлений выбраны ключевые слова "время", "дом", "любовь", "путь". Пятое направление названо "Год литературы".
Комментарии к пяти направлениям разработаны специалистами ФГБНУ "ФИПИ" и согласованы с председателем Совета Н.Д. Солженицыной.
- "Время" – направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
- "Дом" – направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие "дом" позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
- "Любовь" – направление дает возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
- "Путь" – направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия "путь", нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
- "Год литературы" – направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. Результатом итогового сочинения (изложения) будет "зачет" или "незачет", однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших "зачет".
Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.
Изложение вправе писать следующие категории лиц:
- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
- обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Что касается дат проведения, школьники будут писать итоговое сочинение (изложение) в первую среду декабря, при получении «незачета» у них будет возможность переписать работу в первые среды февраля и мая.
Время написания – 3 часа 55 минут.
Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.
Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.
Материалы по итоговому сочинению
- Приложение №1 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Бланк регистрации". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №1.1 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Бланк записи". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №2 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Протокол проверки итогового сочинения (изложения)". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №3 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №4 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №5 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)". Ознакомиться с документом можно по ссылке
- Приложение №7 к письму Рособрнадзора от 01.10.2015 №02-448 "Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения)". Ознакомиться с документом можно по ссылке